«Доступность – это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта.
Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
Владимир Путин
Федеральные документы:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) “Об образовании в Российской Федерации“
-
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 08.12.2020) “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.12.2020)
-
“Конституция Российской Федерации” (ст.8)
-
“Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)” от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
-
Конвенция о правах инвалидов
-
Приказ “Об утверждении плана мероприятий (“дорожной карты”) МОиН РФ по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования” 02.12.2015 №1399
Локальные нормативные акты МБОУ Немчиновского лицея:
-
Паспорт доступности
-
Положение о паспорте доступности
-
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
-
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году.
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»
Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» (http://zhit-vmeste.ru/)
Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда»
Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
Цели Государственной программы «Доступная среда»
Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Создание доступной среды для всех
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Задачи организации доступной среды в рамках школы:
-
развитие инклюзивного образования;
-
создания безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов;
-
создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
-
формирование доступной среды.
Проект доступная среда – общие понятия
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
-
инвалиды,
-
люди с временным нарушением здоровья,
-
беременные женщины,
-
люди старших возрастов,
-
люди с детскими колясками и т.п
ИНФОРМАЦИЯ О СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ:
-
о специально оборудованных учебных кабинетах;
не имеется
-
о приспособленных объектах для проведения практических занятий;
не имеется
-
о приспособленной(ых) библиотеке(ах);
– имеются частично
-
о специальных объектах спорта;
не имеются
-
о приспособленных средствах обучения и воспитания;
имеется частично
-
об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации:
вход в лицей со двора оборудован для маломобильных групп;
Главный корпус
Корпус №2
-
о специальных условиях питания:
организовано бесплатное питание для учащихся с ОВЗ.
-
о специальных условиях охраны здоровья:
В лицее созданы условия для охраны здоровья учащихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. Имеется медицинский кабинет.
В лицее работают специалисты сопровождения: педагог-психолог, социальный педагог.
-
о доступе к приспособленным информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям:
В Немчиновско лицее осуществлен доступ к информационно-коммуникационной сети Интернет для всех учащихся, в том числе с инвалидностью и ОВЗ.
Доступ имеется в кабинетах информатики и библиотеке.
-
о приспособленных электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ:
Официальный информационный портал ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Ссылка:http://gia.edu.ru/ru/
Федеральный институт педагогических измерений
Ссылка:http://www.fipi.ru/
Интерактивные курсы на Учи.ру
Ссылка:https://uchi.ru
Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Альтаир»
Ссылка:https://altairdonso.ru
Интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников “Проектория”
Ссылка:https://proektoria.online
-
о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
– имеются
-
о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитии, интернате;
лицей не располагает общежитием, интернатом
-
о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.