Виноградова Клавдия Валерьевна провела уроки – мастерские по русскому языку в 10 и 11 классах. Цель такой формы – повысить активность и самостоятельность учащихся в работе с текстовой и внетекстовой информацией.
Первый этап мастерской – создание эмоционального настроя и мотивации к творческой деятельности. В 10 классе была предложена картина И.Крамского «Неизвестная», демонстрирующая диссонанс между внешней привлекательностью героини и отталкивающим выражением ее лица. Это побудило учащихся к размышлению о проблеме истинной красоты.

На втором этапе – «формирование информационного поля» – десятиклассники изучали текст И.Бунина «Красавица», анализируя его и прослеживая развитие авторской мысли и создание противоречивого образа героини.
Этапы «реконструкция», «социализация», «афиширование» проходили в групповой работе: обсуждались этапы написания сочинения в формате ЕГЭ, представители групп демонстрировали один из абзацев получившегося текста.
Урок-мастерская по написанию сочинения в формате ЕГЭ в 11 классе прошел на основе автобиографического текста М.Л. Ростроповича «Я в долгу перед Россией». Знакомство с автором началось со слушания музыки в исполнении легендарного виолончелиста и просмотра фотографий музыканта в разном возрасте. Анализ текста позволил выяснить подробности биографии маэстро, проблемы патриотизма и вовлечь учащихся в процесс работы над сочинением. Этап афиширования абзацев выявил сильные и слабые стороны подготовки учеников к написанию собственных текстов. Исходный текст с высоким воспитательным потенциалом помог сформировать гражданскую позицию будущих выпускников и усовершенствовать их коммуникативные навыки.
